Главная \ Фото достопримечательности \ Внедорожный Кавказ - история одной экспедиции

Путешествия на внедорожниках

 

 Моя история покорения Кавказа началась пару лет назад. Не смотря на то, что здесь я родился и вырос. Как бывает обычно, мы редко обращаем внимание на ту среду обитания, которая знакома нам с пелёнок. Всегда хочется увидеть что-то экзотическое. Скажу честно, раньше моё знакомство с Кавказом ограничивалось короткими однодневными поездками по ближайшим достопримечательностям, и этого мне вполне хватало. До того момента, пока я в силу своей профессии не попал видеооператором в состав команды, организующей многодневные внедорожные туры по горам Северного Кавказа. Первая экспедиция состоялась в мае 2018 года. Это был 14-ти дневный авто трип по Крыму, о котором я расскажу позже. Так вот: в конце мая того же года к нам в гости впервые приехала очень дружная команда из Татарии, с которой мы за неделю проехали несколько сотен километров от Эльбруса до Сочи. Учитывая формат путешествия, проходили мы этот маршрут не по асфальту, а по самым живописным горным перевалам Карачаево-Черкессии, Адыгеи и Краснодарского края. Технически эта экспедиция состояла из багги и квадроциклов. И даже не смотря на это, маршрут оказался очень экстремальным. Группа стартовала из Кисловодска и первым знаковым местом было плато Бермамыт. Учитывая, что это был конец мая, погода на плато не позволила нам увидеть Эльбрус во всём своём великолепии. Фотографии ниже сделаны во время другой экспедиции, но они по крайней мере позволяют познакомиться с этим фантастическим горным ландшафтом.

Бермамыт_4

 

Бермамыт_3

 

Бермамыт_2

 Низкая облачность и температура, близкая к нулю, заставили группу двинуться дальше. Мы благополучно спустились в Карачаево-Черкессию. Царские ворота. Здесь была наша первая ночёвка в палаточном лагере.

 И уже утром следующего дня наших гостей ждал новый сюрприз — высокогорное озеро возрастом более 15 000 лет Хурла-Кёль.
 Конечно, в современных условиях сложно избежать асфальтированных участков дорог даже в высокогорных районах Северного Кавказа. Но эти участки очень малы и составляют наверное до 10-15% от маршрута. Хотя если брать Ингушетию, то сейчас по этой республике целесообразнее кататься на внедорожнике, чем на спецтехнике. То же самое касается Чечни. Так вот, спустившись вдоль русла Кубани к секретному повороту, мы попали в Даутский государственный природный заповедник. Именно здесь прошло первое боевое крещение команды. Фактическое наличие дороги в начале этого участка не облегчало задачу: очень крутые склоны с глубоким рыхлым и влажным грунтом заставляли постоянно лебедиться. А затем дорога просто исчезла, оставив группу на милость проводника и навигатора. И уже к вечеру мы спустились в Нижнюю Теберду, посетили Сентинский храм — один из самых древних православных храмов России и в сумерках начали подъём на следующий перевал. Второй день экспедиции мы должны были закончить в Архызе.
 
 Именно с посещения Софийских водопадов начался третий день нашей экспедиции. Который сулил очередную порцию трудностей и адреналина. Забегая вперёд скажу, что в той экспедиции дороги не было, а уже осенью 2018 года абсолютное бездорожье, за которым к нам приезжают гости, сменилось дорожными работами по пробивке участка Кисловодск — Сочи. Поэтому экспедиция, о которой я веду рассказ — последнее упоминание неимоверного рубилова в непроходимых лесах Карачаево-Черкессии. Сейчас там можно проехать без особых заморочек.
 

 Третий ходовой день закончился уже в Краснодарском крае — Солёное. И оттуда же мы двинулись в сторону станицы Даховской, что в республике Адыгея. Первая половина участка была динамичной и очень оптимальной по проходимости для квадроциклов и багги. Но как только мы пересекли границу с Адыгеей, ситуация резко изменилась — на смену грунтовке пришли лесовозные дороги с глубиной колеи в некоторых местах до полуметра. Иногда казалось, что у команды не хватит сил и мужества, но, во-первых, возвращаться назад — это значит делать огромный крюк по асфальту (а квадрики и багги ой как не любят этого), во-вторых — у татар мужества не занимать! И всё же адыгейский лес в тот вечер забрал себе жертву: один экипаж при прохождении очередной колеи словил между ступицей и диском камень, который пробил огромную дыру в диске. Запаски ни у кого не оказалось… Что-то придумывать в ночном лесу оказалось бессмысленным, поэтому было принято решение снять колесо, оставить квадрик в лесу до утра. С небольшими потерями мы добрались до Даховской, а утром при помощи колеса с другого квадрика осуществили эвакуацию и одновременно в Майкопе отремонтировали диск.

 

 Следующей жертвой адыгейских лесов стал багги. Инцидент произошёл на пятый день, когда мы через Мезмай должны были выйти на перевал Грачевский. У багги рассыпался ступичный подшипник. Мы до ночи пытались решить проблему своими силами, не без помощи местного населения распрессовали страрый, запрессовали новый, но забыли закрутить ступичную гайку. Результат — много потерянного времени и ещё один разбитый подшипник. В этих условиях ничего не оставалось делать, как искать ночлег и новый ступичный подшипник на RZR-ку. На ночлег нас гостеприимно пустила база отдыха Цица, а подшипник мы смогли найти в Апшеронске. Потеряв сутки на ремонтно-восстановительные работы, мы уже без поломок преодолели перевал Грачевский и наградой за это стала конечная точка маршрута — Сочи и Чёрное море! Именно с этой экспедиции начались мои многочисленные путешествия по Северному Кавказу, о которым я буду рассказывать! Ну а полную версию фильма смотрите ниже!

Теги озеро хурла-кёль архыз плато бермамыт экспедиции на внедорожниках природа кавказа достопримечательности кавказа софийские водопады царские ворота горы кавказа путешествие на внедорожнике