Пространство
Фото видео студия "Бекар" - все виды профессиональной фото видео съёмки!
В нашем мире, как это не пессимистично звучит, всё очень строго структурировано. Определённое строение и чёткую взаимосвязь можно проследить во всём: в природе, в человеке, в предметах и даже образе жизни. Наша планета — компонент структуры, человек — компонент структуры, атом — компонент структуры, роскошь — компонент структуры, бедность — компонент структуры, смерть — компонент структуры. Абсолютно всё в нашем мире как-то устроено и как-то взаимосвязано. И с этим трудно поспорить. В этом смысле не является исключением и какое-либо изображение. Как компонент изобразительного искусства, любое изображение также состоит из определённых визуальных компонентов, составляющих визуальную структуру этого изображения. Можно ли какие-то визуальные компоненты изображения считать базовыми? Конечно можно, поскольку они закономерно присутствуют и в живописи, и в графике, и в фотографии, и в кино. И именно приоритетное использование определённых визуальных компонентов в изображении формирует в изобразительном искусстве концептуальные течения, модные стили и индивидуальные школы. И не важно, статичное это изображение или динамичное, базовые визуальные компоненты прочно связывают визуальную структуру изображения с сюжетной структурой, замысел художника с эмоциями зрителя. Не нужно изобретать велосипед, когда он давно изобретён. Не нужно пытаться найти новые визуальные компоненты — они уже описаны и их практическое воздействие на сюжетную структуру изображения проверено десятилетиями. Достаточно грамотно использовать их в своей работе, и результат обязательно заставит зрителя испытывать те чувства, к которым Вы, как художник (фотограф, видеооператор, кинорежиссёр), стремились при создании изображения.
Итак, ПРОСТРАНСТВО — сложный визуальный компонент, включающий в себя как изображаемое пространство, так и пространство самого изображения. В чём разница? Изображаемое пространство, или то, что окружает нас, имеет три измерения — высоту, ширину и глубину и является трёхмерным. Пространство изображения (фотография, кино экран) ограничивается высотой и шириной и является двухмерным. Изображаемое пространство объёмное, пространство изображения — плоское.
Изображаемое пространство бывает четырёх видов:
-
Глубокое пространство
-
Плоское пространство
-
Ограниченное пространство
-
Неопределённое пространство
Существует расхожее мнение, что главная задача художника — на плоском пространстве изображения максимально реалистично показать объёмное изображаемое пространство. На самом деле это не так. Всё зависит от конкретных художественных задач.
ГЛУБОКОЕ ПРОСТРАНСТВО — благодаря некоторому набору характеристик позволяет создать на плоской поверхности иллюзию объёмного, трёхмерного пространства. К основным характеристикам глубокого пространства можно отнести следующие:
перспектива — наиболее важная характеристика глубины пространства. Может быть линейной (с одной, двумя, тремя и более точками схода), воздушной и оптической. В линейной перспективе именно точка схода создаёт протяжённую плоскость — очень важную характеристику иллюзии глубины. Именно на точке схода удерживается внимание зрителя. При практически неограниченном количестве точек схода, которые можно добавить в изображение, максимальным значением для оптимального удержания внимания зрителя считается 3 точки схода.
Воздушная перспектива позволяет создать иллюзию трёхмерного пространства за счёт уменьшения детализации структур объектов, за счёт понижения контрастности объектов изображения и за счёт изменения цветовых характеристик изображения.
Оптическая перспектива создаёт иллюзию трёхмерного пространства за счёт фокусного размытия объектов съёмки. При использовании оптической перспективы наилучший результат будет достигаться в многоплановой компоновке кадра. Чем больше планов, тем лучше для построения оптической перспективы.
различие объектов по величине — характеристика глубокого пространства, основанная на особенности зрительного восприятия человека — один и тот же объект может выглядеть большим, если он находится рядом, и может выглядеть маленьким на каком-то отдалении от зрителя. Распределение однотипных объектов съёмки по разным планам (передний план, средний план и задний план) зрительно увеличивает разницу в их величине, в некоторых случаях добавляет изображению протяжённую плоскость и тем самым создаёт иллюзию глубины. Называется такое глубинное построение кадра "глубинная мизансцена".
движение объекта съёмки — позволяет подчеркнуть глубину пространства двумя способами. Первый, работающий абсолютно при всех остальных условиях — движение объекта съёмки вдоль оптической оси объектива, то есть "на камеру" или "от камеры", или по диагонали. При этом, чтобы убедительно показать иллюзию глубины, достаточно одного движущегося объекта. В случае удаления от камеры объект будет уменьшаться в размере, а при движении "на камеру" размеры объекта будут увеличиваться, создавая на плоскости изображения глубокое пространство. Второй способ не так хорош и одного движущегося объекта будет недостаточно. Речь идёт о движении объекта перпендикулярно оптической оси объектива, то есть слева-направо и наоборот. В этом случае размер объекта не изменяется, глубина пространства выглядит не совсем убедительно. На помощь приходит многоплановое построение кадра. Несколько объектов, перемещающихся перпендикулярно оптической оси но в разных плоскостях, способны создать иллюзию глубокого пространства. При этом движение их может быть как в одном направлении, так и в противоположных.
движение камеры — наезд-отъезд, горизонтальное и вертикальное панорамирование способны ярко подчеркнуть иллюзию глубины только в том случае, если построение кадра многоплановое. Тогда при движении камеры будет происходить относительное движение объектов между планами. В чём отличие между движением объекта относительно камеры и движением камеры относительно объекта? Если при движении объекта съёмки относительно камеры происходит одновременно и перемещение объекта от плана к плану (например, от заднего к среднему, от среднего к переднему) и меняется его локация относительно других объектов съёмки, то при движении камеры относительно разноплановых объектов местоположение последних не меняется вообще, но.... происходит относительное изменение размеров объекта по следующему принципу: передний план изменяется быстрее, чем каждый следующий за ним. Например: при наезде объект переднего плана будет увеличиваться в размере быстрее, чем объект среднего и тем более заднего плана, при горизонтальном панорамировании (проезде) и вертикальном панорамировании объекты всех планов сохранят свои размеры, но объект переднего плана быстрее будет двигаться в кадре быстрее, чем объект среднего и заднего плана. Локация объектов остаётся неизменной, меняется расстояние от каждого объекта до камеры. Именно движением камеры создаётся относительно движение объектов, помогающее подчеркнуть глубину пространства.
яркость и цвет объектов — также могут усилить иллюзию глубины по следующим принципам: при всех одинаковых условиях более яркие объекты, а также объекты, окрашенные в тёплые цвета, всегда кажутся расположенными ближе, а более тёмные или окрашенные в холодные цвета — дальше.
ПЛОСКОЕ ПРОСТРАНСТВО — как ни странно, абсолютная противоположность глубокого пространства. К основным характеристикам можно отнести одноплановое (переднеплановое) построение кадра, отсутствие перспективы, идентичность объектов по величине, движение объектов только перпендикулярно оптической оси, наезд-отъезд осуществляется только трансфокатором (относительное движение между планами отсутствует, все планы изменяют свои размеры одновременно), узкий яркостный диапазон объектов и ограничение цветового диапазона изображения только тёплыми или только холодными цветами. Также для построения плоского пространства можно инвертировать некоторые характеристики глубокого пространства: яркие объекты расположить на заднем плане, тёмные — на переднем, тёплые цвета на заднем плане, холодные — на переднем, крупные объекты на заднем плане, а малые — на переднем. В этом случае передний план будет отступать, задний — выдвигаться, и как следствие пространство будет становиться более плоским.
ОГРАНИЧЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО — специфическая комбинация характеристик глубокого и плоского пространства. Может содержать минимум два, максимум три фронтальных плана, обязательно разделённых между собой и физически, и визуально. Протяжённая плоскость (линейная перспектива, точки схода) в ограниченном пространстве полностью исключены, так же как и движение объекта на камеру (от камеры). Объекты в ограниченном пространстве должны двигаться только перпендикулярно оптической оси объектива. Ограниченное пространство — сложный, но в то же время очень привлекательный вид построения композиции.
НЕОПРЕДЕЛЁННОЕ ПРОСТРАНСТВО — использует любые комбинации характеристик глубокого и плоского пространства с целью дезориентировать зрителя и затруднить определение им истинных размеров и пространственные соотношения объектов в кадре. Основными характеристиками неопределённого пространства являются: затруднённая пространственная ориентация, искажённое соотношение величин и пропорций объектов, составные изображения (зеркала или отражения), дезориентирующие ракурсы съёмки. Неопределённое пространство усиливает визуальное повествование, вызывая у зрителя тревогу, напряжённость и растерянность.
Все виды изображаемого пространства с успехом используют в своей работе не только кино режиссёры и кино операторы, но и фотографы. Каждый из этих видов способен решать конкретные художественные задачи как отдельно друг от друга, так и в гармоничной связке, позволяющей не только полноценно раскрыть сюжетную структуру изображения, но и сделать визуальное повествование живым и интересным.
© Студия Бекар. Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.