Главная \ Свадебные обряды славян \ Обряд Освящения Семейного Союза (часть III)

Обряд Освящения Семейного Союза (часть III)

Читать с начала

  ...Праздничные столы для гостей и родственников располагались рядами с севера на юг.
   В северной стороне зала располагались три главных стола. За западным сидели Отцы и Матери молодых супругов, Наречённые Родители молодожёнов, а также все Старцы и бояры из обоих Родов. На восточном столе стояли аршинные Куммиры Небесных Богов-Покровителей породнённых Родов. За восточным столом сидели приглашённые Жрецы.
  Свадебный стол для молодых супругов стоял посредине. Он был укрыт белой праздничной скатертью с обереговой символикой. На нём стояло свадебное деревце (наряженная плодами, ягодами, лентами ветка дерева или куст, а в некоторых Родах вместо деревца использовалось свадебное знамя).
   Молодые в знак единодушия ели одной вилкой и одной ложкой попеременно. Пили из одной чаши.
  Далее стояли гостевые столы. Как правило, за гостевые столы родственники из одного Рода рассаживались по одну сторону столов, а родственники из другого Рода напротив них, по другую сторону столов. Делалось это для того, чтобы они могли поближе познакомиться и пообщаться друг с другом. Количество блюд на столах должно быть чётным. Невеста должна попробовать все блюда (чтобы был достаток).
 На свадебных столах должно стоять девять пучков из пшеницы или трав, символизирующих силу и плодородие.
  Начиналось застолье с традиционных Свастичных здравиц, т. е. произносились четыре вида здравиц, установленных в древнейшие времена Жрецом Любомиром. Первые здравицы произносились во Славу всех Богов-Покровителей Родов и Жрецов, а также всех Великих Предков. По окончании первых здравиц на восточный стол возносились Дары и Требы для Богов-Покровителей, Жрецов и Предков, чтобы они вместе со всеми праздновали на Свадебном пиру, и первыми вкусили яства и снедь, и благословили новый Семейный Союз. Вторые здравицы произносились сначала в честь присутствующих на Свадебном пиру древних Старцев и бояр из обоих Родов. Потом звучали здравицы с пожеланием здоровья отсутствующим по болезни. Третьи здравицы произносились сначала в честь присутствующих на Свадебном пиру Родителей молодожёнов с пожеланием им многие Лета жизни, дабы увидеть и воспитать множество внуков и правнуков. Затем здравицы произносились в честь Наречённых Родителей с пожеланием им долголетия, дабы они поведали будущим потомкам сокровенную Мудрость, которая хранится из поколения в поколение в древних Родах. Четвёртая здравица (вначале общая) произносилась в честь всех Родичей и всех гостей, присутствующих на Свадебном пиру, с пожеланием здравия и благополучия всем присутствующим. А после произносилась здравица в честь каждого гостя с именным величием. Каждый из присутствующих на Свадьбе, в честь которого произносилась четвёртая здравица, поднимался из-за стола с ответным словом. Он произносил своё пожелание и напутствие молодым, а также говорил, что за подарок он дарит молодым супругам.
 Гостю, одарившему молодожёнов, дружки молодого супруга подносили часть свадебного каравая, чарку с сурицей-медовухой и чарку с ягодной наливкой или же ему предлагали выбор: ковш с хмельным пивом или ковш с хмельным квасом. Когда гость выбирал и осушал чарку с сурицей-медовухой или чарку с ягодной наливкой, он произносил:
  "Пусть совместная жизнь ваша будет долгой и сладкой, как содержимое сей заздравной чары!".
   Если же гость выбирал ковшик с квасом или пивом, то когда он выпивал его, дружки молодого спрашивали:
  "Как на вкус наше пиво?" или "Как на вкус наш квас?" - он неизменно отвечал: "Горько! Не мешало бы подсластить!". После такого ответа молодые дарят друг другу нежный, сладкий поцелуй.
   Когда произносились здравицы в честь каждого присутствующего на Свадьбе гостя, и каждый гость делал свой подарок молодым, все присутствующие приступали к общей трапезе, а молодожёнов после вручения подарков отводили в приготовленную ещё утром спальню. Для молодых там стояло нарядно украшенное цветами супружеское ложе, в изголовье которого помещался меч (или нож), чтобы в будущем родился мальчик, продолжатель Рода (а чтобы родилась девочка, клали спицы, веретено).
  В спальне проходил ритуал разувания. Он состоял в том, что жена должна снять с мужа сапоги. В одном из них лежала медная монета, и существовала примета, что если молодая снимала первым сапог, в котором была монета, то её жизнь в этой семье будет счастливая (монету она забирала себе). В противном случае ей надо во всём угождать мужу. После этого муж, шутя, ударял жену плетью, полученной от тестя. Они укладывались в кровать, а Вежливец обходил вокруг почивальни, нашёптывая заговоры. Далее молодых оставляли одних. Через некоторое время дружок через дверь спрашивал о здоровье новобрачных. И если жених отвечал, что они в добром здравии, то все знали, что доброе между ними случилось, и шли кормить их курицей (которая называлась любовною). Взявши курицу, новобрачный брал ножку и крыло и угощал домового, а остальное он делил с супругой. Гости возвращались опять пировать, где их веселили гусляры и скоморохи, а молодые оставались в спальне. На другой день утром молодых будил Вежливец, и их вели в отдельные мыльни (в некоторых Родах муж с женой мылись вместе и не обязательно в бане, могли в реке, у ручья и т. д.). Молодые после бани выходили в подарках, которые они вышили друг для друга. Молодой супруг в рубахе-косоворотке, вышитой женой, в бытность Невестой, а она в сарафане или платке, подаренном супругом. Все шли к столу. И после завтрака ехали к родителям Невесты, тёща кормила зятя блинами или яичницей, а потом молодые приглашали их к себе на обед.
 К обеду молодые супруги пекли восемь блинов с различной начинкой для своих Родителей. Сделав блины, молодой супруг подавал четыре блина Родителям своей супруги, а его жена — Родителям мужа. Этим обрядом молодые оказывали уважение Родителям друг друга и предлагали им пройти именное испытание, суть которого сводится к угадыванию начинки блина. Родители, угадавшие начинку, имели право во славу Богов предложить свои варианты имён для будущих внуков. Родители, не угадавшие начинку блина, должны были подарить каких-либо животных для домашнего хозяйства.
   После испытания Родителей, молодожёны, совместно со своими родными братьями и сёстрами, шли накрывать столы для гостей. Их друзья и подруги, а также Наречённые Родители отправлялись к воротам встречать гостей. Наречённые Родители держали кули и кошельки для подарков, а ребята и девчата держали кувшины с хмельным пивом, квасом и сурицей, а также разные свадебные блюда с горячими блинами.
  Наречённые Матери, встречая гостей, подавали им ковш, и между ними происходил разговор:
- Чего, добры люди, изволите?
- На младых поглядеть, Любомир узреть, - отвечали гости.
- Даром глядеть — очи будут болеть.
- А ежели не даром?
- Ежели не даром, то Душу вашу чистую порадуем. Чего с пути-дороги испить желаете?
  После того, как гость выбирал напиток, ему подавали полный ковш и говорили: "Мы гостю полный ковш на Любомир, и гость нам полный кошт, чтоб в новой семье был мир".
 Гость выпивал из ковша, и клал свой подарок в кошёлку или куль, и проходил к накрытому во дворе столу, а молодые с двух сторон ухаживали за гостем, накладывали ему на блюдо различных яств, приговаривая: "Отведайте всего, дабы не молвил никто, что вы на столах что-то видели, а пробовать не пробовали".
  На третий день после обручения пиршество продолжалось у Родителей Невесты.
 Окончание свадьбы у славян посвящалось комедийному разыгрыванию Свадьбы Родителей. Место молодых занимают Родители одного из них, либо мать Невесты и отец Жениха. Представление проходило шуточное, пародийное, начиная от сватовства, свадебного поезда и вплоть до брачной ночи и последующего купания в реке. Этот шуточный обряд символизировал круговорот событий в природе, так как наши Предки знали, что всё в мире развивается по спирали и в будущем события могут повторяться в своём подобии. Завершается Свадьба прощальным тостом хозяина дома.

Теги named parents wedding loaf медовуха mead семейный союз свадебный пир чарка сурица toast вежливец wedding table Нареченные родители family union wedding здравица свадебный каравай свадебный стол