Главная \ Помогаем выбирать... \ Фотовспышки и отражатели

Фотовспышки и отражатели для фотосъёмки

 

В статье "Виды освещения в фото и видеосъёмке и световые схемы" мы рассказали о том, почему для фотографа и видеооператора так важно грамотно управлять светотеневыми эффектами, определять направление световых лучей, регулировать их интенсивность, создавать систему контрастов и выбирать общую тональность кадра.
 Нынешнюю статью мы посвятим непосредственно источникам света. Причём рассматривать осветительное оборудование для фото студий мы не будем, а поговорим о компактных и переносных осветительных приборах, которые всегда есть в арсенале фото фрилансера.   

  Начнём с фотовспышек.

 Каждая современная фотокамера оснащена встроенной фотовспышкой — источником света, предназначенного для создания кратковременных световых импульсов большой интенсивности в условиях недостаточной освещённости. Сейчас даже фотокамеры мобильных телефонов снабжены этим полезным электронным элементом.

     fotovspyshka_1.jpg  fotovspyshka_4.jpg

 Согласитесь, трудно разглядеть чёрную кошку в тёмной комнате. И если бы не изобретение фотовспышки, делать хорошие фотографии мы могли бы только в светлое время суток. Так вот: встроенная в фотокамеру вспышка срабатывает в тот момент, когда, по показаниям датчика освещённости (экспозамер), количества света для фиксации изображения недостаточно. Вы фокусируетесь на объекте съёмке, одновременно срабатывает экспозамер и электронная система решает, задействовать вспышку в данный момент или нет. Встроенная фотовспышка имеет наряду с достаточно условными преимуществами вполне объективные недостатки. К условным преимуществам можно отнести интеграцию с фотоаппаратом, которая не увеличивает его габариты и массу и всегда находится "под рукой". Но одновременно такой симбиоз доставляет массу неудобств как во время съёмочного процесса, так и оказывая не очень хорошее влияние на конечный результат — фотографию:

встроенная фотовспышка как правило маломощная, поэтому при удалении фотографа от объекта съёмки на достаточно большое расстояние не способна выполнять свои основные функции;

за счёт близкого расположения вспышки к оптической оси объектива и малого размера отражателя изображение на фотографии получается "плоское", с резкими тенями и плохо выделенной фактурой. Свет, получаемый при использовании встроенной фотовспышки, является заполняющим;

как это не парадоксально звучит, если фотокамера поддерживает режим ручного управления встроенной вспышкой, её с пользой для дела можно использовать в яркий солнечный день. Интенсивность солнечного света в такую погоду формирует очень контрастное изображение с резкими тенями, смягчить которые можно именно использованием встроенной вспышки.

 Далее рассмотрим внешние вспышки, которые помимо автономного питания (батарейки или аккумуляторы), имеют возможность гибкой настройки основных параметров (мощность светового импульса, метод экспозамера, время срабатывания и т.д.) и способны направлять световой поток в нужную сторону за счёт наличия в них поворотного механизма головки.

fotovspyshka_3.jpg    

  Да, такая вспышка является отдельным устройством весом до 400 гр. и габаритами, близкими к размерам фотокамеры, но:

благодаря автономному управлению настройками Вы сможете регулировать интенсивность светового потока;

благодаря поворотному механизму головки вспышки Вы сможете регулировать направление световых лучей;

благодаря автономному питанию Вы можете установить вспышку под углом к оптической оси объектива и использовать её как источник моделирующего, фоновогоконтрового или рисующего света.

 Именно внешняя вспышка позволит Вам грамотно управлять светотеневыми эффектами, создавать систему контрастов и выбирать общую тональность кадра. То, о чём мы упомянули в начале статьи. Благодаря своей полной автономности, в осветительной схеме можно использовать одновременно несколько внешних вспышек, каждая из которых будет будет индивидуально настроена и расположена в пространстве согласно светового рисунка. Для этого необходимо наличие инфра-красного или радио-синхронизатора или ведущей вспышки, по отношению к которой все остальные будут ведомыми. Как в авиации.

fotovspyshka_2.jpg
 Несмотря на наличие в наше время высокоточных интеллектуальных осветительных устройств, и в художественной фотографии, и в кинематографе до сих пор используются отражатели.

foto_otrazhatel_2.jpg

 Это довольно доступный по цене (в отличии от профессиональных внешних фото вспышек) аксессуар, из названия которого следует, что он не является источником света в прямом смысле, а является инструментом для отражения светового потока (солнечного или искусственного) и перенаправления его в нужную сторону. Очень полезная и необходимая каждому фотографу вещь. С помощью отражателя Вы можете, используя существующее в момент фотосъёмки освещение (солнце, осветительный прибор, внешняя вспышка), направить световой поток на недостаточно освещённый объект или объект, на котором необходимо смягчить тени. Регулировать мощность светового потока можно двумя способами: меняя расстояние от отражателя до объекта или меняя поверхность, из которой сделан отражатель. Классический фото отражатель сочетает в себе четыре типа поверхности: белая, чёрная, серебро, золото.

foto_otrazhatel_1.jpg 
foto_otrazhatel_4.jpg Белый отражатель — мягко отражает свет без изменения цветовой температуры. Идеален для использования на натуре в солнечную погоду.
foto_otrazhatel_5.jpg Золотой - мягко отражает свет, придавая объекту "тёплый" оттенок.
foto_otrazhatel_6.jpg Серебряный — более жёстко (чем белый) отражает свет, придавая объекту "холодный" оттенок. Идеален для использования на натуре в пасмурную погоду.
foto_otrazhatel_3.jpg Чёрный — мягко поглощает свет без изменения цветовой температуры. Рисует глубокие тени и используется при съёмках бликующих поверхностей.
  В отличии от внешней вспышки (которую можно установить на штатив и которая сама по себе является источником света), использование отражателя во время фотосъёмки подразумевает присутствие на площадке ассистента, который будет не только держать отражатель, но и следить за изменением самого источника света.
 

Не забывайте об одной фото хитрости: недосвеченный объект на фотографии выглядит более гармонично, чем пересвеченный. "Недосвет" легче исправить программными средствами, "пересвет" - труднее.

Статьи по теме:

Выбираем фотоаппарат

Изучаем объектив

© Студия Бекар. Все права защищены.

Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.

Теги световой импульс the flash фотовспышка внешняя фотовспышка light pulse external flash экспонометр light source источник света lighting scheme light meter осветительная схема