Пространство

 Фото видео студия "Бекар" - все виды профессиональной фото видео съёмки!

 В нашем мире, как это не пессимистично звучит, всё очень строго структурировано. Определённое строение и чёткую взаимосвязь можно проследить во всём: в природе, в человеке, в предметах и даже образе жизни. Наша планета — компонент структуры, человек — компонент структуры, атом — компонент структуры, роскошь — компонент структуры, бедность — компонент структуры, смерть — компонент структуры. Абсолютно всё в нашем мире как-то устроено и как-то взаимосвязано. И с этим трудно поспорить. В этом смысле не является исключением и какое-либо изображение. Как компонент изобразительного искусства, любое изображение также состоит из определённых визуальных компонентов, составляющих визуальную структуру этого изображения. Можно ли какие-то визуальные компоненты изображения считать базовыми? Конечно можно, поскольку они закономерно присутствуют и в живописи, и в графике, и в фотографии, и в кино. И именно приоритетное использование определённых визуальных компонентов в изображении формирует в изобразительном искусстве концептуальные течения, модные стили и индивидуальные школы. И не важно, статичное это изображение или динамичное, базовые визуальные компоненты прочно связывают визуальную структуру изображения с сюжетной структурой, замысел художника с эмоциями зрителя. Не нужно изобретать велосипед, когда он давно изобретён. Не нужно пытаться найти новые визуальные компоненты — они уже описаны и их практическое воздействие на сюжетную структуру изображения проверено десятилетиями. Достаточно грамотно использовать их в своей работе, и результат обязательно заставит зрителя испытывать те чувства, к которым Вы, как художник (фотограф, видеооператор, кинорежиссёр), стремились при создании изображения.

  Итак, ПРОСТРАНСТВО — сложный визуальный компонент, включающий в себя как изображаемое пространство, так и пространство самого изображения. В чём разница? Изображаемое пространство, или то, что окружает нас, имеет три измерения — высоту, ширину и глубину и является трёхмерным. Пространство изображения (фотография, кино экран) ограничивается высотой и шириной и является двухмерным. Изображаемое пространство объёмное, пространство изображения — плоское.

Изображаемое пространство бывает четырёх видов:

  1. Глубокое пространство

  2. Плоское пространство

  3. Ограниченное пространство

  4. Неопределённое пространство

 Существует расхожее мнение, что главная задача художника — на плоском пространстве изображения максимально реалистично показать объёмное изображаемое пространство. На самом деле это не так. Всё зависит от конкретных художественных задач.

ГЛУБОКОЕ ПРОСТРАНСТВО — благодаря некоторому набору характеристик позволяет создать на плоской поверхности иллюзию объёмного, трёхмерного пространства. К основным характеристикам глубокого пространства можно отнести следующие:

перспектива — наиболее важная характеристика глубины пространства. Может быть линейной (с одной, двумя, тремя и более точками схода), воздушной и оптической. В линейной перспективе именно точка схода создаёт протяжённую плоскость — очень важную характеристику иллюзии глубины. Именно на точке схода удерживается внимание зрителя. При практически неограниченном количестве точек схода, которые можно добавить в изображение, максимальным значением для оптимального удержания внимания зрителя считается 3 точки схода.

Воздушная перспектива позволяет создать иллюзию трёхмерного пространства за счёт уменьшения детализации структур объектов, за счёт понижения контрастности объектов изображения и за счёт изменения цветовых характеристик изображения.

Оптическая перспектива создаёт иллюзию трёхмерного пространства за счёт фокусного размытия объектов съёмки. При использовании оптической перспективы наилучший результат будет достигаться в многоплановой компоновке кадра. Чем больше планов, тем лучше для построения оптической перспективы.

различие объектов по величине — характеристика глубокого пространства, основанная на особенности зрительного восприятия человека — один и тот же объект может выглядеть большим, если он находится рядом, и может выглядеть маленьким на каком-то отдалении от зрителя. Распределение однотипных объектов съёмки по разным планам (передний план, средний план и задний план) зрительно увеличивает разницу в их величине, в некоторых случаях добавляет изображению протяжённую плоскость и тем самым создаёт иллюзию глубины. Называется такое глубинное построение кадра "глубинная мизансцена".

движение объекта съёмки — позволяет подчеркнуть глубину пространства двумя способами. Первый, работающий абсолютно при всех остальных условиях — движение объекта съёмки вдоль оптической оси объектива, то есть "на камеру" или "от камеры", или по диагонали. При этом, чтобы убедительно показать иллюзию глубины, достаточно одного движущегося объекта. В случае удаления от камеры объект будет уменьшаться в размере, а при движении "на камеру" размеры объекта будут увеличиваться, создавая на плоскости изображения глубокое пространство. Второй способ не так хорош и одного движущегося объекта будет недостаточно. Речь идёт о движении объекта перпендикулярно оптической оси объектива, то есть слева-направо и наоборот. В этом случае размер объекта не изменяется, глубина пространства выглядит не совсем убедительно. На помощь приходит многоплановое построение кадра. Несколько объектов, перемещающихся перпендикулярно оптической оси но в разных плоскостях, способны создать иллюзию глубокого пространства. При этом движение их может быть как в одном направлении, так и в противоположных.

движение камеры — наезд-отъезд, горизонтальное и вертикальное панорамирование способны ярко подчеркнуть иллюзию глубины только в том случае, если построение кадра многоплановое. Тогда при движении камеры будет происходить относительное движение объектов между планами. В чём отличие между движением объекта относительно камеры и движением камеры относительно объекта? Если при движении объекта съёмки относительно камеры происходит одновременно и перемещение объекта от плана к плану (например, от заднего к среднему, от среднего к переднему) и меняется его локация относительно других объектов съёмки, то при движении камеры относительно разноплановых объектов местоположение последних не меняется вообще, но.... происходит относительное изменение размеров объекта по следующему принципу: передний план изменяется быстрее, чем каждый следующий за ним. Например: при наезде объект переднего плана будет увеличиваться в размере быстрее, чем объект среднего и тем более заднего плана, при горизонтальном панорамировании (проезде) и вертикальном панорамировании объекты всех планов сохранят свои размеры, но объект переднего плана быстрее будет двигаться в кадре быстрее, чем объект среднего и заднего плана. Локация объектов остаётся неизменной, меняется расстояние от каждого объекта до камеры. Именно движением камеры создаётся относительно движение объектов, помогающее подчеркнуть глубину пространства.

яркость и цвет объектов — также могут усилить иллюзию глубины по следующим принципам: при всех одинаковых условиях более яркие объекты, а также объекты, окрашенные в тёплые цвета, всегда кажутся расположенными ближе, а более тёмные или окрашенные в холодные цвета — дальше.

ПЛОСКОЕ ПРОСТРАНСТВО — как ни странно, абсолютная противоположность глубокого пространства. К основным характеристикам можно отнести одноплановое (переднеплановое) построение кадра, отсутствие перспективы, идентичность объектов по величине, движение объектов только перпендикулярно оптической оси, наезд-отъезд осуществляется только трансфокатором (относительное движение между планами отсутствует, все планы изменяют свои размеры одновременно), узкий яркостный диапазон объектов и ограничение цветового диапазона изображения только тёплыми или только холодными цветами. Также для построения плоского пространства можно инвертировать некоторые характеристики глубокого пространства: яркие объекты расположить на заднем плане, тёмные — на переднем, тёплые цвета на заднем плане, холодные — на переднем, крупные объекты на заднем плане, а малые — на переднем. В этом случае передний план будет отступать, задний — выдвигаться, и как следствие пространство будет становиться более плоским.

ОГРАНИЧЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО — специфическая комбинация характеристик глубокого и плоского пространства. Может содержать минимум два, максимум три фронтальных плана, обязательно разделённых между собой и физически, и визуально. Протяжённая плоскость (линейная перспектива, точки схода) в ограниченном пространстве полностью исключены, так же как и движение объекта на камеру (от камеры). Объекты в ограниченном пространстве должны двигаться только перпендикулярно оптической оси объектива. Ограниченное пространство — сложный, но в то же время очень привлекательный вид построения композиции.

НЕОПРЕДЕЛЁННОЕ ПРОСТРАНСТВО — использует любые комбинации характеристик глубокого и плоского пространства с целью дезориентировать зрителя и затруднить определение им истинных размеров и пространственные соотношения объектов в кадре. Основными характеристиками неопределённого пространства являются: затруднённая пространственная ориентация, искажённое соотношение величин и пропорций объектов, составные изображения (зеркала или отражения), дезориентирующие ракурсы съёмки. Неопределённое пространство усиливает визуальное повествование, вызывая у зрителя тревогу, напряжённость и растерянность.

Все виды изображаемого пространства с успехом используют в своей работе не только кино режиссёры и кино операторы, но и фотографы. Каждый из этих видов способен решать конкретные художественные задачи как отдельно друг от друга, так и в гармоничной связке, позволяющей не только полноценно раскрыть сюжетную структуру изображения, но и сделать визуальное повествование живым и интересным.

© Студия Бекар. Все права защищены.

Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.

Теги flat space undefined space глубокое пространство изображаемое пространство represented space перспектива пространство deep space неопределённое пространство плоское пространство ограниченное пространство structure image limited space space